Кыргыз Республикасынын мамлекеттик органдарынын коомдук кеңештери
Общественные советы государственных органов Кыргызской Республики
Public Councils of State Bodies of the Kyrgyz Republic
 


Государство является плохим собственником. Так ли это?

добавил(а) Тургунбаев

http://analitika.akipress.org/news:5494

Государство является плохим собственником. Так ли это?

 

 

Алиаскар Тургунбаев, консультант по ГЧП, кандидат экономических наук

В течение последних лет в Кыргызстане становится популярной позиция о том, что государство является плохим собственником. В данной статье попытаемся представить аргументы в пользу альтернативного мнения, что эффективность и польза от объекта не совсем зависит только от ее форм собственности.

Существует мнение, что в вопросе эффективности предприятий связь между формами собственности и результатами деятельности незначительна. Это зависит также и от ряда других факторов, в числе которых - желание и способность управлять собственностью. Этому есть яркие примеры: Коммерческий Банк China Construction Bank, находящийся в подчинении Государственного совета Китая с годовой чистой прибылью в $26,2 млрд, Industrial & Commercial Bank of China с годовой чистой прибылью $32,2 млрд (акции принадлежат Правительству Китая), которые входят в 10 самых прибыльных компаний мира [см. источник лит.№1], ОАО «Роснефть» с годовой чистой прибылью в $2 млрд (акции принадлежат государству), Israel Aerospace Industries c ежегодной чистой прибылью в $75 млн, Электрическая компания Израиля с чистой прибылью $5 млрд (99,8% акций принадлежат государству), государственная компания «Узбекистон Хаво Йуллары» и многие другие.

С обретением независимости национальная экономика Кыргызстана развивается по рыночным принципам. Процесс перехода к рыночной экономике основывался на формировании многоукладной экономики и развития отношений собственности посредством приватизации. С 1991 года значительная часть государственных предприятий были переданы в частный сектор, создав базу для развития внутренней фондовой биржи и развития среднего и малого предпринимательства, как и благоприятные условия для привлечения зарубежных и внутренних инвестиций. При проведении в 90-х годах массовой приватизации предполагалось, что в результате перераспределения государственной собственности появятся эффективные собственники, заинтересованные в привлечении инвестиций в бывшие государственные предприятия.

Нельзя считать, что процесс приватизации прошел эффективно и принес положительное влияние на проданные предприятия и экономику в целом. В период 1991-2002 гг. было приватизировано 9548 предприятий, а доля промышленности в структуре ВВП снизилась с 28% до 17,9% [см.источник лит.№2]. Таким образом, очевидна связь уровня ВВП с приватизацией, т.к. промышленные предприятия снизили свою производственную активность после продажи. Произошла деиндустриализация страны. По итогам 2015 года доля промышленности в структуре ВВП Кыргызстана остается на уровне 15,3%.

В негативном результате приватизации, спаде производства и экономики Кыргызстана обвиняют коррупцию в системе государственных органов, непрозрачность самого процесса приватизации, дешевой распродаже народного богатства, неподготовленность государственных кадров, нормативно-правовой базы и отсутствие соответствующей методики. Кроме выше обозначенных причин, есть и другие факторы. Во времена СССР функционировал институт Госплана, весь производственный процесс, как и рынок сбыта, был организован в единой системе. С распадом Союза многие предприятия, включая приватизированные компании, потеряли свой рынок сбыта. Главной ошибкой приватизации была и в самом решении о применении ускоренной массовой приватизации в стране, которая не была готова к рыночным отношениям. Возможно, деиндустриализация произошла отчасти именно из-за того, что государство сняло с себя всю ответственность за производство и сбыт произведенных товаров и услуг. Ведь до приватизации ответственность за организацию всего производственного и экономического цикла промышленности страны лежала на государственном аппарате.

Если изучить итоги результатов различных отечественных и зарубежных исследований в мире, можно сделать выводы, что приватизация в большинстве стран (где этот процесс проходил точечно) за пределами бывшего СССР прошла весьма успешной и имеет положительный эффект, чего нельзя сказать о странах СНГ (Россия, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан, где процесс проходил масштабно и в ускоренном темпе).

Тем не менее, приватизация является важным инструментом экономической политики во многих странах. Важно, чтобы государственные управленцы и общество понимали возможности приватизации и его пользу для экономики: хорошо продуманная программа приватизации может положительно повлиять на экономическую эффективность и экономику страны.

Весьма положительным примером по приватизации среди стран СНГ можно отнести Узбекистан, где экономическая ситуация в 1989-1990 годах была практически одинакова с ситуацией в Кыргызстане. В Узбекистане процесс приватизации проходил более осторожно и точечно, с определенными подготовительными предприватизационными работами, не так масштабно и ускоренно. Практически во всех приватизированных предприятиях государство сохранило контрольный пакет акций, остальные предприятия же остались полностью в собственности государства. Возможно, что именно это дало свои плоды в развитии экономики Узбекистана: по итогам 2015 года объем ВВП Узбекистана составил $66,732 млрд или $2 132 на душу населения [см.источник лит.№3], доля промышленного производства - 38% от ВВП [см.источник лит.№4], объем экспортной продукции - $12,871 млрд, импорт – $12,416 млрд, положительное сальдо внешнеторгового оборота - $455 млн [см.источник лит.№5], а внешний долг составил 11,6% от ВВП [см.источник лит.№6]. Кроме того, в Узбекистане трансформационный спад был менее продолжительным, падение было на 18% в 1991-1995 гг. [см.источник лит.№7], а восстановление быстрым – по 3-4% в 1995-2003 гг. и по 7-9% в 2005-2012 гг.

В Кыргызстане по итогам 2015 года объем ВВП составил $6,6 млрд, объем ВВП на душу населения составил $1 163 [8], объем экспортной продукции - $1,676 млрд, объем импорта – $4,069 млрд, сальдо внешней торговли является отрицательным в сумме $2,4 млрд, доля промышленности в структуре ВВП - 15,3% [см.источник лит.№9], внешний долг - 58% от ВВП страны (ВВП – 4 млрд 105 млн сомов) [см.источник лит.№10].

В Узбекистане, как и Туркменистане и Беларуси, на госпредприятиях создается более половины ВВП [см.источник лит.№7]. Согласно исследованию отдельных ученых, ВВП Узбекистана 2012 года составил более 200% от уровня до переходного – 1989 года (Рис.1), что является одним из лучших показателей в бывшем СССР. По Кыргызстану же эта цифра составляет всего лишь 105% по сравнению с 1989 годом. Также продемонстрированы динамика ВВП бывших странах СССР и Центральной Европы, которые были тесно связаны с экономикой СССР к базовому показателю ВВП, датируемого от 1989 года. С развалом СССР наблюдается резкий спад объема ВВП в этих странах. Но в странах, где приватизация не проводилась активно и государственная собственность до сих пор остается локомотивом экономики (Узбекистан, Беларусь и Туркменистан), в 1990-е годы спад был менее глубоким, чем в странах, где приватизация была основной экономической программой.

В 1990 году Кыргызстан имел одну из наилучших позиций по росту ВВП из всех стран. Затем, с развалом СССР произошел резкий спад объема ВВП, который продолжался до 1995 года, после чего начал медленный рост. Получается, что спустя столько времени мы занимаем позицию чуть лучше уровня 1989-1989 годов.

Диаграмма 1. Динамика ВВП в бывших странах СССР

 

[см.источник лит.№7].

Можно было бы связать успех Узбекистана своими природными ресурсами, как нефть и газ, но следует учесть, что эти ресурсы у них были и до 1990 года. В этот год ВВП на душу населения РУз была равной с Кыргызстаном, при том, что Узбекистан получал больше дотации из Москвы, чем Кыргызстан. Кроме того, можно привести пример Беларуси, которая не славится нефтью и газом, а ВВП на душу населения в 1990 году составляла – $1700, а в 2015 году – $5 754 [см.источник лит.№11]. Таким образом, наблюдается большая разница результатов экономической деятельности двух стран по истечению более 25 лет, начавших свой путь независимости почти с одинакового старта (см. таблицу 1 и диаграмму 2). Вполне возможно, что эта разница образовалась благодаря разумной политикой управления, сохранения государственной собственности и продуманной приватизации госкомпаний Узбекистана, по сравнению с Кыргызстаном.

Таблица 1. Экономические показатели Узбекистана и Кыргызстана (1990-2015 гг.)

 

Показатели

Узбекистан

Кыргызстан

Общие дотации из общесоюзного бюджета из Москвы в 1990-1991 гг.

30% от ВВП Узбекистана [ист.12]

20% от ВВП Кыргызстана [ист.13]

Внешний долг, % к ВВП, 2015 г.

11,6%

57%

Объем экспортной продукции, 2015 г.

$12,871 млрд

$1,7 млрд

Сальдо внешней торговли, 2015 г.

+455 млн $

- 2,4 млрд $

Объем промышленного производства по итогам 2015 г.

38% от ВВП

15,3% от ВВП

ВВП на душу населения по итогам 1990 г.[ист.№3], [ист.№14]

$651,4

$609

ВВП на душу населения по итогам 2015 г.

$2 132

$1 163

Рост ВВП, 2015

8% [ист.№15]

3,5% [ист.№9]

 

Диаграмма 2. Динамика ВВП по паритету покупательной способности Узбекистана и Кыргызстана (1990-2015 гг.).

 

Источник - данные Всемирного Банка. [см.источник лит.№16]

Таким образом, по вышеприведенному анализу процессов и результатов приватизации за четверть века мы можем сделать выводы, что по большому счету, в Кыргызстане передача государственных объектов в пользу частного сектора не привела к повышению эффективности производства в стране. На приватизированные объекты не был привлечен эффективный собственник. Даже не помогли советы зарубежных советников, которых было много в нашей стране: к примеру, эксперт Андерс Ослунд, бывший советником премьер-министра РФ Е.Гайдара (с 1991 по 1994 гг.), с 1998 по 2005 гг. консультировал президента Кыргызстана А.Акаева [см. источник лит.№17]. Общепризнано, что в России и в Кыргызстане результаты ускоренной и масштабной приватизации позднее признаны безуспешными.

После вхождения в ЕАЭС Кыргызстан сталкивается с тем, что разрозненность фермерских хозяйств, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий и других объектов предпринимательства, отсутствие крупных заводов и фабрик препятствует обеспечению и сбыту нашей продукции на рынки стран ЕАЭС. То есть малые объемы произведенной продукции не могут обеспечить экспорт, удовлетворить спрос стран ЕАЭС и конкурировать с этими странами. Таким образом, попытка привлечения эффективного собственника, в лице частного сектора, начатая четверть века назад значительно ослабила экспортный потенциал и конкурентоспособность нашей страны. Ведь до независимости страна поставляла страны СССР сельскохозяйственной и промышленной продукцией. Похоже, в нынешней ситуации, нам не хватает тех колхозов, совхозов, заводов и фабрик, распроданных в начале 90-х.

Учитывая вышеизложенное, не стоит руководствоваться принципом скорости при продаже госсобственности. Госсобственность способна решать определенные задачи более эффективно, чем частная. Ее следует продавать в частные руки только при условии, если эта сделка будет выгодной с макроэкономической точки зрения и с обоснованными расчетами того, что частный собственник поведет дела лучше, чем государственный.

До сих пор существуют споры на тему целесообразности дальнейшей приватизации стратегически значимых компаний и предприятий. Вопрос приватизации таких объектов возникает в связи с тем, что для их эффективного функционирования, необходимы инвестиционные вливания. В большинстве из них устаревшее оборудование, неэффективный менеджмент, низкие финансовые показатели и убыточность. Учитывая, что государственные компании несут значительную нагрузку в экономике, следует обдуманно проводить процесс приватизации. Только часть госимущества может быть продана частным собственникам в размерах, соответствующих национальным интересам без потери государственного контроля над ними. Кроме того, возможно, следует рассматривать вопросы управления и развития объектов государственной собственности посредством государственно-частного партнерства, концессии и других моделей, позволяющих привлекать инвестиции без отчуждения государственной собственности.

Необходимо сохранить в государственной собственности стратегические предприятия, имеющие особое значение для независимости республики и жизнеобеспечения общества. Пусть сегодня в Кыргызской Республике имеются проблемы с прибыльностью государственных компаний, с менеджментом, но надо стремиться к тому, чтобы завтра они были эффективными и прибыльными. Пора перестать убеждать себя в том, что государство плохой собственник и не может эффективно управлять государственными активами. Даже в стране с рыночной экономикой, суверенитет, независимость и целостность страны должна обеспечиваться с помощью государства и управления государственной собственностью для обеспечения жизненно важных услуг и товаров ее гражданам.

Тургунбаев Алиаскар Абдылдаевич, консультант по ГЧП, кандидат экономических наук, член ОС ФУГИ при ПКР

 

Источники и использованная литература:

1. ТОП - 10 самых прибыльных компаний мира [Электронный ресурс] / Деловой журнал TMN. – 2016. – Режим доступа: http://1tmn.ru/companies/money/top-10-samykh-pribylnykh-kompanijj-mira-412089.html;

2. Сыдыков, С.Ш. Приватизация и эффективность управления в промышленности (на примере Кыргызской Республики) [Текст]: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / С.Ш. Сыдыков. –2004. – 170 с.

3. GDP per capita 1990-2015, Uzbekistan. Всемирный Банк [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?locations=UZ;

4. Uzbekistan GDP – composition by sector. [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.indexmundi.com/uzbekistan/gdp_composition_by_sector.html. – Загл. с экрана.

5. Uzbekistan balance of trade [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.tradingeconomics.com/uzbekistan/balance-of-trade. – Загл. с экрана;

6. Press Release: IMF Executive Board Concludes 2015 Article IV Consultation with Uzbekistan [Электронный ресурс]/ – 2015. – Режим доступа: https://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/14/01/49/pr15414. – Загл. с экрана;

7. Попов, В. Узбекистан: экономическое чудо переходного периода [Электронный ресурс] / В. Попов. – 2012. – Режим доступа: http://ecpol.ru/macroeconomics/2012-04-05-13-39-10/937-uzbekistan-ekonomicheskoe-chudo-perekhodnogo-perioda.html. – Загл. с экрана;

8. ВВП и ВВП на душу населения по странам ЕАЭС. http://www.stat.kg/ru/news/vvp-i-vvp-na-dushu-naseleniya-po-stranam-eaes/

9. ИНформация об итогах социально-экономического развития КР за 2015 год. http://mineconom.gov.kg/Docs/Macroeconomic%20policy%20department/Itogi_SER_za_2015_god.pdf;

10. Внешний долг Кыргызстана составляет более 58 процентов ВВП. [Электронный ресурс]. -2017.-Режим доступа: https://24.kg/ekonomika/20582_vneshniy_dolg_kyirgyizstana_sostavlyaet_bolee_58_protsentov_vvp/;

11. GDP per capita Belarus. http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?locations=BY&view=chart

12. Корниа, Дж.А. Структурные расхождения между странами с переходной экономикой [Электронный ресурс] / Дж.А. Корниа. – Режим доступа: http://www.europeandcis.undp.org/data/show/6F187464-F203-1EE9-B318D3733073AF8C. – Загл. с экрана.

13. Джиенбеков, С.М. Приватизация 1991-2001: быть хозяином – быть свободным [Текст] / С.М. Джиенбеков; отв. ред. Б.С. Турусбеков. – Бишкек: Шам, 2001. – 101 с.

14. GDP per capita 1990-2015, Kyrgyz Republic. Всемирный Банк [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?locations=KG. – Загл. с экрана;

15. ВВП Узбекистана в 2015 году вырос на 8% [Электронный ресурс].-2016.-Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/2016/01/16/gdp/;

16. GDP, PPP (constant, 2011 international $) http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP.KD?locations=KG-UZ&view=chart;

17. Ослунд А. Китай и Россия представляют самую серьезную проблему, их трансформация вряд ли будут мирными [Электронный ресурс] / А.Ослунд. – 2016. – Режим доступа: http://ca-news.org/news:1178595. – Загл. с экрана.

2017-05-30 12:00:05

 


добавлен: 02.06.2017 16:21
просмотров: 1878